ПЕРВЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛЕШИ

Лёша, как и всякий малыш его возраста, был очень любознательным, спрашивал он обо всем, что встречал и видел впервые, и спрашивал не один раз. Ему терпеливо отвечали на все вопро­сы. К одному и тому же вопросу он возвращал­ся по нескольку раз, желая понять увиденное.

Так было с маленьким гвоздиком, который по­пал в его руки первый раз, когда ему было два года.

— Это что? — спросил он.

Гвоздик.

— А зачем гвоздик?

— Вколотить в стену.

— А зачем вколотить в стену?

— Повесить пальто.

— Л чьё пальто повесить на гвоздик?

— Папино, твоё, моё.

— А зачем повесить пальто на гвоздик?

— Чтобы оно не помялось, не испачкалось.

Это был один круг вопросов.

Интересно отметить, что гвоздь, вбитый для Лёши на уровне его роста рядом с вешалкой взрослых, никогда не занимал его. А теперь, увидя его как отдельный предмет, он заинтере­совался им всесторонне.

В течение какого-то времени он как бы осваи­вал новые знания, присматривался к тому, а как у других: пальто тоже висит на гвоздике или нет. Он сообщал взрослым, что у него «пальто на гвоздике».

Через некоторое время он спросил:

— А кто гвоздь вколотил в стену?

— Папа вколотил.

— А как папа вколотил?

— Молотком.

— А как папа молотком вколотил гвоздик?

— Вот так, — показывает мать.

На этом опрос заканчивается. Малыш теперь ищет случая вколотить гвоздь. Предоставлен­ный самому себе, он пытался вколачивать его в стул, в стол, в пол, в кубик — во что угодно, что подвернётся под руку. Только на первых порах он не мог вколотить гвоздик в с тену — это было ему ещё трудно. Взрослые руководили Лёшей и не позволяли портить вещи. Мать посоветовала Лёше вбивать гвоздик в кубик, причём показала, как осторожно нужно держать гвоздь, чтобы не ударить по пальцам. Затем возникли новые во­просы:

А где папа взял гвоздик?