ПЕРВЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЛЕШИ
Лёша, как и всякий малыш его возраста, был очень любознательным, спрашивал он обо всем, что встречал и видел впервые, и спрашивал не один раз. Ему терпеливо отвечали на все вопросы. К одному и тому же вопросу он возвращался по нескольку раз, желая понять увиденное.
Так было с маленьким гвоздиком, который попал в его руки первый раз, когда ему было два года.
— Это что? — спросил он.
Гвоздик.
— А зачем гвоздик?
— Вколотить в стену.
— А зачем вколотить в стену?
— Повесить пальто.
— Л чьё пальто повесить на гвоздик?
— Папино, твоё, моё.
— А зачем повесить пальто на гвоздик?
— Чтобы оно не помялось, не испачкалось.
Это был один круг вопросов.
Интересно отметить, что гвоздь, вбитый для Лёши на уровне его роста рядом с вешалкой взрослых, никогда не занимал его. А теперь, увидя его как отдельный предмет, он заинтересовался им всесторонне.
В течение какого-то времени он как бы осваивал новые знания, присматривался к тому, а как у других: пальто тоже висит на гвоздике или нет. Он сообщал взрослым, что у него «пальто на гвоздике».
Через некоторое время он спросил:
— А кто гвоздь вколотил в стену?
— Папа вколотил.
— А как папа вколотил?
— Молотком.
— А как папа молотком вколотил гвоздик?
— Вот так, — показывает мать.
На этом опрос заканчивается. Малыш теперь ищет случая вколотить гвоздь. Предоставленный самому себе, он пытался вколачивать его в стул, в стол, в пол, в кубик — во что угодно, что подвернётся под руку. Только на первых порах он не мог вколотить гвоздик в с тену — это было ему ещё трудно. Взрослые руководили Лёшей и не позволяли портить вещи. Мать посоветовала Лёше вбивать гвоздик в кубик, причём показала, как осторожно нужно держать гвоздь, чтобы не ударить по пальцам. Затем возникли новые вопросы:
А где папа взял гвоздик?