Лёша скоро привык к купанию и всегда довольный замолкал, когда оказывался в ванночке. Не удалось матери только одно: малыш каждый раз вздрагивал, пугаясь, и начинал отчаянно плакать, когда ему лили воду на голову. Только много позднее мать узнала, что нельзя было поливать ребёнка с головы, поняла, почему он вздрагивал, пугался н плакал в такие моменты: давление падающей воды на нежную, неокрепшую головку ребёнка ошеломляло его, а струи воды, текущие по лицу, прерывали его дыхание. Ей стало понятно, что он испытывал в эти минуты
Очень рано мать стала подвешивать над кроваткой — в 70—80 см от грудки ребёнка — яркие игрушки. Наклоняясь над кроваткой и разговаривая с Лёшей, показывая ему яркую звучащую игрушку, мать приучала сына сосредоточивать взгляд на предмете, находить источник звука. Она учила его также следить за передвигающимся предметом. Висевшие над кроваткой Лёши яркие игрушки привлекали его взор, развлекали его.
Когда Лёша стал следить за передвигающимися предметами, видеть близкие предметы, подносить к глазам свои кулачки и долго смотреть па них, а также переводить глаза с одного предмета па другой, а пальчики его могли уже схватывать висящие теперь низко над его грудью игрушки, ему дали игрушку в руки. Вначале это была одна игрушка. Она вызвала ряд новых движений у ребёнка. Лёша схватывал ее обеими руками, тянул ко рту, подносил к глазам и долго рассматривал, размахивал ручонкой с зажатой в ней игрушкой. Вначале это движение было ненамеренным. А когда малыш услышал сочетающийся с этим движением звук перекатывающихся горошин в игрушке, он стал размахивать ею, чтобы вызвать знакомый звук.
Через некоторое время, когда игрушка перестала занимать Лёшу, ему давали другую, новую, которую он осваивал так же постепенно, как и первую. Затем мать давала ему обе эти игрушки вместе, чтобы, играя с двумя знакомыми предметами, он мог различать их и заняться ими.
Когда Лёша был мал и играл ещё в кроватке, мать никогда не давала ему сразу несколько игрушек, тем более новых. Новая обычно прибавлялась к одной-двум старым игрушкам, с которыми он уже играл.
Некоторые взрослые удивлялись: зачем нужна такая чрезмерная «регламентация» даже при знакомстве малыша с новыми игрушками? Какой в этом смысл? Л смысл в этом большой. Когда ребёнок получает новую игрушку, она всегда привлекает его внимание и вызывает значительное напряжение его маленьких сил: зрения, слуха, осязания н т. д. Много раз «занимаясь» с игрушкой, он научается узнавать се п. узнает потом, когда получает вновь. Вторую он «осваивает» также постепенно и вместе с тем приобретает уже умение отличать ее от первой. Это очень сложный для ребёнка процесс — познание н узнавание предмета. Он полезен ребёнку, так как обогащает его ощущения, развивает восприятие, органы чувств, движения, воспитывает сосредоточенность, умение быть занятым своими игрушками без участия взрослых. Когда же ребёнку дают сразу несколько новых игрушек, внимание его рассеивается, он бросается от одной игрушки к другой. Не в силах освоить их сразу, он быстро устаёт, наступает состояние безразличия, появляются беспричинные слезы. Ребёнок начинает проситься па руки к взрослым, не желает играть один.