Через некоторое время, когда игрушка пере­стала занимать Лёшу, ему давали другую, но­вую, которую он осваивал так же постепенно, как и первую. Затем мать давала ему обе эти иг­рушки вместе, чтобы, играя с двумя знакомыми предметами, он мог различать их и заняться ими.

Когда Лёша был мал и играл ещё в кроватке, мать никогда не давала ему сразу несколько иг­рушек, тем более новых. Новая обычно прибав­лялась к одной-двум старым игрушкам, с кото­рыми он уже играл.

Некоторые взрослые удивлялись: зачем нуж­на такая чрезмерная «регламентация» даже при знакомстве малыша с новыми игрушками? Ка­кой в этом смысл? Л смысл в этом большой. Ког­да ребёнок получает новую игрушку, она всегда привлекает его внимание и вызывает значитель­ное напряжение его маленьких сил: зрения, слу­ха, осязания н т. д. Много раз «занимаясь» с иг­рушкой, он научается узнавать се п. узнает по­том, когда получает вновь. Вторую он «осваива­ет» также постепенно и вместе с тем приобрета­ет уже умение отличать ее от первой. Это очень сложный для ребёнка процесс — познание н уз­навание предмета. Он полезен ребёнку, так как обогащает его ощущения, развивает восприятие, органы чувств, движения, воспитывает сосредо­точенность, умение быть занятым своими игруш­ками без участия взрослых. Когда же ребёнку дают сразу несколько новых игрушек, внимание его рассеивается, он бросается от одной игруш­ки к другой. Не в силах освоить их сразу, он быстро устаёт, наступает состояние безразличия, появляются беспричинные слезы. Ребёнок начи­нает проситься па руки к взрослым, не желает играть один.

Родители, не понимая истинной причины та­кого поведения малыша, жалуются: «У нашего игрушек много, по он с ними не играет, не лю­бит играть…» Л отсутствие у ребёнка умения быть занятым без участия взрослых в первые го­ды жизни ведёт в дальнейшем к неумению быть внимательным к любому делу в последующие до­школьные годы, а иногда и в школе.