— Ты мне скажи, а самая первая собака-мама, откуда взялась?

— Самая первая собака-мама? — этот вопрос поставил уже мать в затруднительное положе­ние. Но у ребёнка он возник, и, значит, надо бы­ло на пего найти ответ.

Мать решила воспользоваться теми представ­лениями, которые, она знала, были у ребёнка. А он к этому времени имел некоторое представ­ление о давности, связанное с известными ему людьми и предметами. Имел представление и о мельчайшем количестве какого-либо вещества, знал слово «частица». Все это мать и использо­вала в своём объяснении.

Ответила она так:

— Раньше, давно-давно, когда ещё не было ни тебя, ни меня, нгн бабушки, ни дедушки, ни домов, когда ещё не было ни травы, ни деревь­ев, на земле жила одна маленькая частица. Ей помогали расти солнышко, вода и воздух. Она жила и вырастала. А потом от неё появи­лись сначала растения, потом животные, а по­том уже и человек. Так и появилась первая собака-мама.

Лёша слушал внимательно, вдумчиво. По вы­ражению его лица и глаз было видно, что объяс­нением он удовлетворён

Этот ответ матери дал Лёше первое элементарнейшее представление о развитии природы. А что получил бы малыш, если бы ему ответили так, как отвечают часто: «В капусте нашли». «На рынке (или в магазине) купили» или «Аист принёс» и т. д.?

Почти через год, когда мать совсем забыла об этом разговоре, мальчик ещё раз вернулся к нему. Дело было в ноябре. На дворе падал снег, было холодно, неуютно. Лёша раздевался, чтобы лечь спать. Он знал, что сейчас юркнет под одеяло и согреется. А если бы без одеяла? Тут Лёша и вспомнил о «частице»:

— Мама, а та частица-то, что она на юге росла?

— Да, сынок, она росла там, где было тепло…

И Лёше стало спокойнее за эту «частицу».

Каждый полученный ответ требовал времени

на то, чтобы «перевариться» в сознании малы­ша. Поэтому никогда ни один вопрос не оставал­ся забытым. Через некоторое время он то допол­нялся (как на примере с гвоздиком и с вопросом «откуда я?»), то задавался другим, но тогда уже в форме проверки, — знают ли они то, что он знает? — то о нем рассказывалось в беседах с ребятами, а иногда даже и с мишкой, и с самим собой в играх.

Но чаще всего для проверки того, что он слы­шал от кого-нибудь, он бежал к матери и спра­шивал:

— А правду ребята говорят, что дядя старьёвщик детей в мешок сажает?

— Нет, ребята говорят неправду. Дядя старьёвщик детей в мешок не сажает. Он приходит и спрашивает, нет ли у нас старых вещей, и, если мы хотим их продать, он их покупает. II все.