— Ты мне скажи, а самая первая собака-мама, откуда взялась?
— Самая первая собака-мама? — этот вопрос поставил уже мать в затруднительное положение. Но у ребёнка он возник, и, значит, надо было на пего найти ответ.
Мать решила воспользоваться теми представлениями, которые, она знала, были у ребёнка. А он к этому времени имел некоторое представление о давности, связанное с известными ему людьми и предметами. Имел представление и о мельчайшем количестве какого-либо вещества, знал слово «частица». Все это мать и использовала в своём объяснении.
Ответила она так:
— Раньше, давно-давно, когда ещё не было ни тебя, ни меня, нгн бабушки, ни дедушки, ни домов, когда ещё не было ни травы, ни деревьев, на земле жила одна маленькая частица. Ей помогали расти солнышко, вода и воздух. Она жила и вырастала. А потом от неё появились сначала растения, потом животные, а потом уже и человек. Так и появилась первая собака-мама.
Лёша слушал внимательно, вдумчиво. По выражению его лица и глаз было видно, что объяснением он удовлетворён
Этот ответ матери дал Лёше первое элементарнейшее представление о развитии природы. А что получил бы малыш, если бы ему ответили так, как отвечают часто: «В капусте нашли». «На рынке (или в магазине) купили» или «Аист принёс» и т. д.?
Почти через год, когда мать совсем забыла об этом разговоре, мальчик ещё раз вернулся к нему. Дело было в ноябре. На дворе падал снег, было холодно, неуютно. Лёша раздевался, чтобы лечь спать. Он знал, что сейчас юркнет под одеяло и согреется. А если бы без одеяла? Тут Лёша и вспомнил о «частице»:
— Мама, а та частица-то, что она на юге росла?
— Да, сынок, она росла там, где было тепло…
И Лёше стало спокойнее за эту «частицу».
Каждый полученный ответ требовал времени
на то, чтобы «перевариться» в сознании малыша. Поэтому никогда ни один вопрос не оставался забытым. Через некоторое время он то дополнялся (как на примере с гвоздиком и с вопросом «откуда я?»), то задавался другим, но тогда уже в форме проверки, — знают ли они то, что он знает? — то о нем рассказывалось в беседах с ребятами, а иногда даже и с мишкой, и с самим собой в играх.
Но чаще всего для проверки того, что он слышал от кого-нибудь, он бежал к матери и спрашивал:
— А правду ребята говорят, что дядя старьёвщик детей в мешок сажает?
— Нет, ребята говорят неправду. Дядя старьёвщик детей в мешок не сажает. Он приходит и спрашивает, нет ли у нас старых вещей, и, если мы хотим их продать, он их покупает. II все.