— А произошло это раньше, чем она думала. Случилось это, когда Лёше было пять с половинной лет, и вот как. Мать в субботу с утра уеха­ла на соседнюю фабрику. Лёша был с няней. Жили они тогда в совхозе, по месту работы ма­тери. Квартира их была расположена по сосед­ству с церковью. Церковь обычно всю педелю стояла запертой, только в субботу священник от­крывал ее, сам топил печи и подготавливал все к служению обедни. Лёша вышел гулять и вме­сте со своим новым товарищем, воспользовав­шись представившейся ему возможностью, зашёл в церковь. О том, как это произошло и что он там увидел, Лёша рассказал матери, когда она вернулась вечером домой.

— Ну, как ты жил без меня? Слушался ли Раю? Гулял ли?

— Слушался!.. — Лёша как-то поспешно ска­зал это. Видно было, что его занимало что-то другое. — Знаешь, мама, мы со Славиком сегод­ня в церкви были!

— Да?! А как вы туда попали?

— Дверь была открыта, а когда дядя заве­дующий (он не знал слова «священник») понёс туда дрова, мы со Славиком и пошли за ним.

— И что же ты там увидел?

— Там, мама, темно-о!..

— Совсем темно?

— Нет, свечка какая-то одна горела.

— Значит, вы там ничего не увидели?

— Нет, видели… Там на стенах какие-то страшные дядьки все нарисованы!.. — Потом, помолчав немного, добавил: — Там страшно!..

— Мать представила себе то, что увидел сын: в церкви холодно, темно, от одной мигающей свечи, пламя которой колышется от штоков воз-

духа, на стенах качаются тени. Строгие лики «святых», местами облупившиеся, потерявшие прежние краски, создают мрачную картину. Она как нельзя лучше дополнила представления Лёши, связанные с богом.

Скоро источником его познания окружающе­го стали, но только собственные наблюдения и расспросы, не только рассказы взрослых, но и книжка. Она давала Лёше много интересного, доступного для его понимания материала. Книжку «читал» он сначала всегда с кем-ни­будь. Он рассматривал картинки, а взрослые поясняли ему их. Это могло повторяться много раз, н все с тем же удовольствием для ребёнка. Он мог подходить и третий, и пятый, и десятый раз с одной н той же книжкой, прося рассказать ему, «что тут написано». Если рассказываю­щий сегодня говорил не так, как вчера, малыш поправлял его и даже сердился при этом.