— А вот теперь я пожалею тебя по-другому, — с этими словами она по-матерински, лас­ково и нежно, приласкала малыша. Глаза его засняли. Он потянулся за этой лаской.

Мать спросила:

— Ну, как лучше? Как я тебе жалеть умею или как ты кисоньку?

Он вздохнул, а затем произнёс:

— Как ты!..

— Теперь ты понял, почему киса бежит от тебя и плачет?

— Понял.

— А ты хочешь, чтобы она от тебя убегала?

— Не-ет.

— Значит, не надо делать ей больно. — И, по­молчав, добавила:— А я и кису умею хорошо жалеть. Посмотри, когда я ее глажу, она песенку поёт и не бежит от меня, а сама подходит. — И мать погладила и потрепала ласково котёнка, приговаривая: — Кису нельзя обижать, киса хо­рошая! Ее мягко, осторожно рукой погладить нужно. Видишь, как она сама ласкается и пе­сенку поёт?

— Сын это видел уже и сам. Лаская котёнка, он теперь старался не делать ему больно.

— А мать раз от разу напоминала ему:

— Не обижай кису, не делай ей больно!..

— В дальнейшем они подружились, и кошка от него уже не бегала. Теперь мать следила уже за тем, чтобы сын не целовал кошку, что он ча­сто порывался сделать, и каждый раз после воз­ни с котёнком мыл руки. Пришлось объяснить ему, что «киса ходит везде и шёрстка у неё бы­вает грязная», а умываясь языком, она соби­рает им всю грязь. Поэтому и не следует касать­ся кошкиной морды.

— В тех случаях, когда кошка царапала Лёшу, мать никогда не обвиняла ее. Она говорила, что кошка сама никогда не обидит, не царапнет его, если он с ней осторожен и не обижает ее сам.

— Когда Лёша стал больше, мать объяснила ему, что кошка царапается и даже кусается тог­да, когда она защищается от того, кто па неё на­падает. При этом мать сказала, что защищают­ся все животные: и собака, и кошка, и ёжик. Она рассказала о тех животных, с которым он уже общался сам и наблюдал их в жизни.

— Когда Лёша стал постарше, на этой же осно­ве его учили не дразнить животных, которых оп видел где-нибудь па улице, не гоняться за до­машней птицей. Приучая его к этому, мать должна была создать у него критическое отно­шение к поведению некоторых ребят-шалунов, которые на его глазах обижали животных и го­нялись за ними. Осуждая при Лёше таких де­тей, мать всегда выражала жалость к живот­ному, защищала животное от нападения ребят.