Когда нужно было прочистить нос малышу, промыть глазки, что обычно вызывает неприятные ощущения у ребёнка, мать всегда делала это спокойно, нежно, сопровождая процедуру размеренными, певучими «приговариваниями». Этим она достигала того, что и неприятные ощущения ребёнок стал переносить относительно спокойно.
Особого внимания требовало купание малыша Температура воды должна быть приятной ребёнку. Мать знала, что купание в перегретой или переохлаждённой воде, хотя бы это случилось только одни раз, могло вызвать отрицательное отношение у ребёнка к купанию и его трудно было бы йотом изменить, а вместе с тем приучить и вообще к умыванию. Зная это, мать легко достигала требуемых условий, каждый раз измеряя термометром температуру воды.
Лёша скоро привык к купанию и всегда довольный замолкал, когда оказывался в ванночке. Не удалось матери только одно: малыш каждый раз вздрагивал, пугаясь, и начинал отчаянно плакать, когда ему лили воду на голову. Только много позднее мать узнала, что нельзя было поливать ребёнка с головы, поняла, почему он вздрагивал, пугался н плакал в такие моменты: давление падающей воды на нежную, неокрепшую головку ребёнка ошеломляло его, а струи воды, текущие по лицу, прерывали его дыхание. Ей стало понятно, что он испытывал в эти минуты
Очень рано мать стала подвешивать над кроваткой — в 70—80 см от грудки ребёнка — яркие игрушки. Наклоняясь над кроваткой и разговаривая с Лёшей, показывая ему яркую звучащую игрушку, мать приучала сына сосредоточивать взгляд на предмете, находить источник звука. Она учила его также следить за передвигающимся предметом. Висевшие над кроваткой Лёши яркие игрушки привлекали его взор, развлекали его.
Когда Лёша стал следить за передвигающимися предметами, видеть близкие предметы, подносить к глазам свои кулачки и долго смотреть па них, а также переводить глаза с одного предмета па другой, а пальчики его могли уже схватывать висящие теперь низко над его грудью игрушки, ему дали игрушку в руки. Вначале это была одна игрушка. Она вызвала ряд новых движений у ребёнка. Лёша схватывал ее обеими руками, тянул ко рту, подносил к глазам и долго рассматривал, размахивал ручонкой с зажатой в ней игрушкой. Вначале это движение было ненамеренным. А когда малыш услышал сочетающийся с этим движением звук перекатывающихся горошин в игрушке, он стал размахивать ею, чтобы вызвать знакомый звук.