Лёша слушал внимательно, вдумчиво. По вы­ражению его лица и глаз было видно, что объяс­нением он удовлетворён

Этот ответ матери дал Лёше первое элементарнейшее представление о развитии природы. А что получил бы малыш, если бы ему ответили так, как отвечают часто: «В капусте нашли». «На рынке (или в магазине) купили» или «Аист принёс» и т. д.?

Почти через год, когда мать совсем забыла об этом разговоре, мальчик ещё раз вернулся к нему. Дело было в ноябре. На дворе падал снег, было холодно, неуютно. Лёша раздевался, чтобы лечь спать. Он знал, что сейчас юркнет под одеяло и согреется. А если бы без одеяла? Тут Лёша и вспомнил о «частице»:

— Мама, а та частица-то, что она на юге росла?

— Да, сынок, она росла там, где было тепло…

И Лёше стало спокойнее за эту «частицу».

Каждый полученный ответ требовал времени

на то, чтобы «перевариться» в сознании малы­ша. Поэтому никогда ни один вопрос не оставал­ся забытым. Через некоторое время он то допол­нялся (как на примере с гвоздиком и с вопросом «откуда я?»), то задавался другим, но тогда уже в форме проверки, — знают ли они то, что он знает? — то о нем рассказывалось в беседах с ребятами, а иногда даже и с мишкой, и с самим собой в играх.

Но чаще всего для проверки того, что он слы­шал от кого-нибудь, он бежал к матери и спра­шивал:

— А правду ребята говорят, что дядя старьёвщик детей в мешок сажает?

— Нет, ребята говорят неправду. Дядя старьёвщик детей в мешок не сажает. Он приходит и спрашивает, нет ли у нас старых вещей, и, если мы хотим их продать, он их покупает. II все.

Источником познания окружающего были и его собственные наблюдения. Он был довольно наблюдательным для своего возраста. Напри­мер, Лёша «установил», что у него «не хватает пальчика» между большим и указательным пальцами. Строение руки он воспринял, види­мо, как нарушение симметрии.

Однажды, когда Лёше было около двух лет, он подошёл к матери с просьбой:

— Мама, пришей мне вот тут пальчик!

— Пальчик не пришивают.

Это его не удовлетворило. Через несколько дней он подошёл с той же просьбой. Тогда мать объяснила, что пальчик пришить нельзя, больно будет, а потом сказала: