— Так же мать учила его не бояться гусей, когда он проходил мимо них.

— Разных насекомых Лёша с мамой сначала наблюдали вместе. Мать поддерживала интерес j сына к ним. Так они наблюдали за мухой. Мать при этом говорила ему:

— А ты посмотри, как она чистит лапки. А посмотри-ка, какие у неё глаза!.. Сама муха маленькая, а глаза у неё какие большие, почти полголовы занимают. Верно ведь?

— Да-а, — отвечал он полушёпотом.

— В другой раз, наблюдая вместе гусеницу, они

— замечали, как, прицепившись задними хвостовыми члениками, она далеко вытягивает и держит на весу своё тело, отыскивая новую опору, чтобы переползти с сучка на сучок.

— Следили они и за муравьями, как те беспрестанно ползали взад и вперёд по дорожке и тащили к жилищу огромные и тяжёлые, в сравнении с их ростом, ноши.

Наблюдая вместе с ребёнком, мать предупреждала его, как ему следует относиться к разным насекомым, а также животным и растениям. Когда Лёша подрос, оказалось необходимым вызвать у него правильное отношение к вредным насекомым.

Лёша знал, что мухи вредны: они перепросят заразу. Не подпуская к себе мух, Лёша вначале только отгонял их. Ему никак не удавалось поймать муху. Позднее, когда мальчик стал более ловким в движениях, он уже ловил их свободно. Поймав муху, он вначале ее рассматривал со всех сторон. Затем мать увидела, как он пытается оторвать ей крылья и лапки. Возникла новая забота: научить сына, уничтожая вредное насекомое, не мучить его. Иногда она возбуждала у Лёши жалость к насекомому как к живому существу, которому больно. Опиралась она и па то, что муха ведь не понимает, что делает, поэтому она и не виновата. За то, что она вредная, убить ее надо, учила мать, но мучить при этом не следует. Лёша с матерью соглашался. При ней он этого не делал, но у неё не было ещё твёрдой уверенности, что и сам, оставшись один, он будет поступать так же.