— Да и не надо тут Нальчика. Он мешать бу­дет, если надо держать палочку или ложку, — и мать показала, как удобно держать без этого пальчика и как было бы плохо с ним. Она объ­яснила, что у всех на этом месте нет пальчика. Малыш согласился и успокоился.

Приглядываясь к окружающему, Лёша во многом старался разобраться. Мысль Лёши не­престанно работала. Его познание мира на том небольшом уровне, который ему был доступен, было конкретным, вещественным познанием. Про многое, что он знал, он мог сказать: «Я сам это видел», «Я сам слышал», «Я сам делал» и т. д. И это составляло основу для дальнейшего, более сложного понимания процессов и явлений окружающей действительности. На этой основе сравнительно легко было давать объяснения и невещественным понятиям.

— В пять лет Лёша спросил о боге. В семье он никогда не слышал слов, относящихся к рели­гии или религиозным обрядам, не видел икон. Когда ему было пять лет, между ним и матерью произошёл такой разговор:

— Мама, а что это «бог»?

— Для матери этот вопрос был неожиданным. Так как ребёнок принёс это слово откуда-то и матери надо было знать, что малыш вместе с этим словом узнал, она спросила:

— А что ты про бога знаешь?

— А богу молятся, какие-то в церкви песни поют, а у Лидиной бабушки в углу иконы висят,— добавил он многозначительно, понизив голос.

— Ну вот. На самом деле бога нет. Это преж­де люди думали, что есть какой-то бог и будто живёт оп где-то на небе. II церкви строили, что­бы туда ходить и молиться этому богу. А теперь узнали, что его нет. II в небе его нигде не на­шли… Наши лётчики везде ведь летают, но ни­где его не видели. Теперь только некоторые ста­рые люди по-старому думают. Вот они и молят­ся, вот и иконы вешают.

— К этому вопросу больше не возвращались. Только иной раз Лёша приходил и сообщал:

— А Лидина бабушка в церковь ходила.

— Или:

— А у Нади в углу тоже иконы висят…

— Вообще мать решила повести Лёшу в цер­ковь, когда он будет побольше, чтобы он имел понятие об этом учреждении, причём так, чтобы церковь не захватила детское воображение сво­ей внешней стороной, пышностью и красочно­стью.