— Да и не надо тут Нальчика. Он мешать будет, если надо держать палочку или ложку, — и мать показала, как удобно держать без этого пальчика и как было бы плохо с ним. Она объяснила, что у всех на этом месте нет пальчика. Малыш согласился и успокоился.
Приглядываясь к окружающему, Лёша во многом старался разобраться. Мысль Лёши непрестанно работала. Его познание мира на том небольшом уровне, который ему был доступен, было конкретным, вещественным познанием. Про многое, что он знал, он мог сказать: «Я сам это видел», «Я сам слышал», «Я сам делал» и т. д. И это составляло основу для дальнейшего, более сложного понимания процессов и явлений окружающей действительности. На этой основе сравнительно легко было давать объяснения и невещественным понятиям.
— В пять лет Лёша спросил о боге. В семье он никогда не слышал слов, относящихся к религии или религиозным обрядам, не видел икон. Когда ему было пять лет, между ним и матерью произошёл такой разговор:
— Мама, а что это «бог»?
— Для матери этот вопрос был неожиданным. Так как ребёнок принёс это слово откуда-то и матери надо было знать, что малыш вместе с этим словом узнал, она спросила:
— А что ты про бога знаешь?
— А богу молятся, какие-то в церкви песни поют, а у Лидиной бабушки в углу иконы висят,— добавил он многозначительно, понизив голос.
— Ну вот. На самом деле бога нет. Это прежде люди думали, что есть какой-то бог и будто живёт оп где-то на небе. II церкви строили, чтобы туда ходить и молиться этому богу. А теперь узнали, что его нет. II в небе его нигде не нашли… Наши лётчики везде ведь летают, но нигде его не видели. Теперь только некоторые старые люди по-старому думают. Вот они и молятся, вот и иконы вешают.
— К этому вопросу больше не возвращались. Только иной раз Лёша приходил и сообщал:
— А Лидина бабушка в церковь ходила.
— Или:
— А у Нади в углу тоже иконы висят…
— Вообще мать решила повести Лёшу в церковь, когда он будет побольше, чтобы он имел понятие об этом учреждении, причём так, чтобы церковь не захватила детское воображение своей внешней стороной, пышностью и красочностью.